26.10.2009
Участники фестиваля «Крещендо»: о творчестве и о себе
Они молоды и знамениты. Им рукоплещут мировые сцены. Честь встречать гостей V Музыкального фестиваля «Крещендо» выпала и Пскову. Благодаря фестивалю все эти дни представители средств массовой информации беседуют с музыкантами в импровизированной пресс-гостиной. Темы - самые разные. Но главное - собеседники, которых совсем не хочется отпускать.
На встрече в пресс-гостиной, которая состоялась во второй фестивальный день, приняли участие народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Симонов, молодые музыканты, которые уже успели покорить своим талантом мировые сцены - пианистка Екатерина Мечетина, скрипач, заслуженный артист России Граф Муржа и победитель различных престижных конкурсов, виолончелист Сергей Суворов.
- Юрий Иванович, открытие фестиваля «Крещендо» прошло с ошеломительным успехом. А как вам прием псковской публики? Ю. С.: - Я хорошо знаю публику таких городов, как ваш, как мой родной Саратов. Мы много много ездили с оркестром по Сибири. И я предпочитаю иногда такую публику столичной. Потому что столичный зритель избалован, много случайных людей бывают на концертах. В таких городах, как ваш, случайностей не бывает. Люди знают, зачем идут. У вас замечательные зрители, замечательные руководители комитета по культуре, директор филармонии. Настоящие энтузиасты своего дела. - Екатерина, а как вы вошли в состав «Крещендо»? Е. М.: - Я участвую в фестивале с самого начала его проведения. Для меня «Крещендо» - дом родной. - И школа роста? Е. М.: - Когда мы начинали выступать в «Крещендо», мы уже что-то из себя представляли. Не были «зелеными» выпускниками центральных музыкальных школ. - Граф, а чем вас привлекает фестиваль? Г. М.: - Своими программами, возможностью поэкспериментировать с джазовыми произведениями, а уж тем более играть с такими профессиональными джазменами как Георгий Гаранян. Это очень полезно и позволяет пообщаться друг с другом. Сейчас джаз переживает свой «серебряный век». - Сергей, как вы пришли в музыку и почему выбрали виолончель? С. С.: - Сначала я занимался на рояле, потом - виолончель. У меня музыкальная семья, начиная с прадеда. Первые два-три года родители заставляли, а потом, видимо, я осознал, что это мое. Хотя до сих пор бывают сомнения в периоды творческого кризиса. Но после кризиса происходит переосмысление и начинается новый этап. Ю. С.: - Расскажи, кто твой прадед.... С. С.:- Святослав Николаевич Кнушевицкий. Он был выдающимся музыкантом. К сожалению, мне не довелось с ним общаться. Но, так или иначе, его записи в нашем доме звучали с детства, что было и остается для меня эталоном. - Юрий Иванович, музыканты - это ведь настоящие энтузиасты, верные себе, своему призванию. Ю. С. - Было время, когда я переживал, что люди уходят в другие коллективы. А потом понял: идет отбор кадров. Это хорошо. Уходят люди, жизнь которых сложилась так, что искусство музицирования в симфоническом оркестре не является для них чем-то духовно важным, а лишь только способом зарабатывания денег. В искусстве не должно быть людей, которые рассматривают свою работу в искусстве в пошлом понимании. И если человек мучается, когда идет на репетицию, он не счастлив. Меня как-то спросили: «Что такое счастливый человек?» Я не сразу сформулировал ответ. А потом его нашел: счастье - когда работа и хобби максимально совпадают, когда работа не просто способ зарабатывания денег, а призвание, любимое дело. - Мы часто слышим фразу: русская исполнительская школа. Каковы ее принципы и чем она отличается от других? Ю. С. - Как отличается русская литература от немецкой, французской, английской литературы. Это не значит, что кто-то лучше или хуже. Так же и музыка. Мне вспоминается родоначальник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка. Почему он был великим? Потому что его индивидуальность была настолько глубокой и серьезной, что он учился танцевать в Испании, петь - в Италии, обучался контрапункту (науке о форме и стиле компоновки музыкальной формы) - в Берлине. А душа у него была русская. Так вот смесь качеств дала русскую музыкальную школу. Мое поколение, я уж не говорю о младших коллегах, равняется на эти идеалы, которые удалось собрать великим людям. Например, Римский-Корсаков - один из моих любимых композиторов, на мой взгляд, пока недооцененных. - Как вы относитесь к некоторым экспериментам, которые сегодня происходят в разных видах искусства? Г. М.: Сейчас мы переживаем переходный период. Идет поиск новых форм, формата. Сейчас другие условия, надо приспосабливаться. Происходит очень интересный процесс, созидание нового. Ю. С.: Каждый делает то, что он может. Родились новые условия. Раньше движение культуры отслеживалось, приветствовалось движение в сторону прославления искусства. Сейчас цензура отпала. Наступило время вседозволенности. Каждый может делать то, что хочет. Можно взять оперу и начать играть ее с последней картины и закончить первой, а можно голыми всех выпустить. Публика побежит смотреть. Некоторые это делают осознанно, зарабатывают деньги, имя, паразитируя на классическом искусстве. Другое дело, если очень талантливый дирижер заметил в произведении то, что ранее до него не открыли.... Публика любопытна и это качество естественно для любого человека. Я по натуре консерватор и не боюсь этого слова. Потому что оно может быть применимо и к хорошему, и к плохому. Смотря какой смысл вкладываете. Консерватор - это одновременно и хранитель традиций. И когда делаешь что-то новое, совсем не обязательно разрушать предыдущее. Как в архитектуре. Если вам нужно построить особняк, совсем не обязательно ломать старое. Никогда этого не понимал и никто меня не убедит, что это необходимость. На мой взгляд, это неумение ценить самих себя, трусость и преклонение перед деньгами. А надо уметь беречь свое, любить и гордиться им. - Каким образом можно сегодня популяризировать классическое искусство? Е. М: - По-моему, телевидению необходимо нести воспитательную функцию. И было бы неплохо, если бы подобие культурной цензуры возникло. Потому что тому дурновкусию, которое изливается на нас с экрана, нужно противостоять. Надо деликатным способом внедрять классическое искусство на центральных каналах. Ю. С.: - По моим ощущениям, страна должна наесться всем тем, что разрешено, отрыгнуть и очиститься. Но на это уйдут годы. - А если переварят? Ю. С.: - Это самое страшное, мы станем, как все. Индивидуальность каждого человека - это главное. Наша филармония организовала цикл концертов «Сказки с оркестром». Идею я поддержал. Это то, чем мы можем ответить на то музыкальное безобразие, которое творят с нашим народом. На примере классической музыки мы пытаемся воспитать новое поколение слушателей. Г. М.: - Есть позитивные слова «консерватор» и «пропаганда». Увы, пропаганда классической музыки вообще не ведется на большинстве каналов. Видимо решили, что есть пятая кнопка - канал «Культура»...и открестились. А понятие «пропаганда» заменила реклама. Я убежден, что масс-медиа имеют возможность изменить ситуацию. Название некоторых передач вызывает во мне вообще конец света. Я играю на скрипке с трех лет. А есть люди, которые не знают нотной грамоты и называют себя музыкантами. Вся беда в том, что они не понимают, что музыке надо учиться много лет. И даже всю жизнь. - Граф, правда ли, что вы планируете в скором времени приехать в Псков еще с концертом? Г. М.: - Я привезу вам произведение Николая Капустина - Концерт для скрипки, фортепиано и камерного оркестра. Композитор совместил форму классического письма с джазом. Концерт состоится 27 февраля, играть будем с симфоническим оркестром Псковской областной филармонии. - Юрий Иванович, вы требовательный на репетициях к оркестру, к солистам? Ю. С.: - Очень. Иначе нельзя. Я музыкантам говорю: «Вы забудьте, что у нас демократия». Но в жизни я нормальный человек. Е. М.: - Юрий Иванович очень чутко следует за солистом. Перед репетицией у нас состоялся разговор, в котором было сказано: дескать, твое дело играть и не обращать внимания на то, что происходит вокруг. Юрий Иванович воспринимает любое душевное движение исполнителя, создавая необыкновенный комфорт для солиста. Ю. С.: Дирижер с оркестром - это еще одна индивидуальность, которая должна сливаться с индивидуальностью солиста. Это называется нормальное партнерство. На уровне интуиции мы чувствуем, кто главный, кто берет инициативу, кто уступает. И чем профессиональнее солист, дирижер, тем выше уровень. А когда солист сильный, а дирижер слабенький, то солист мучается. И наоборот. - Сергей, для вас важен такой наставник, как Юрий Иванович? С. С. - Я был бы рад иметь такого наставника, но у нас была пока всего одна репетиция. Я с детства к авторитетам отношусь насторожено. Каждый подойдет и скажет что-то противоположное. И первая моя реакция - они не правы. А потом понимаешь, что каждый по-своему прав. Но мое мнение всегда со мной останется. Когда у меня нет концертов, я прошу друзей меня послушать. - Друзья, в основном, музыканты? С. С.:- Я не умею общаться не с музыкантами. Просто не знаю о чем говорить. - Юрий Иванович, мы обратили внимание, что у вас особая трактовка произведений. Расскажите об этом. Ю. С.: - Вот видишь, Оля (ред.: обращается к супруге, сидящей в конференц-зале), сколько мы с тобой объездили городов! Но нигде нам таких вопросов не задавали... Помню, сидят-сидят, молчат, вопросы боятся задавать. Ваш вопрос прекрасный! Ведь принято считать, что дирижер - это командир на лихом коне, который заставляет играть музыкантов. На самом деле - это такой же скрипач, виолончелист. Просто его инструментом является оркестр. И чем больше дирижер музыкант, тем интереснее получается музыка. Чем больше он командир, тем не интереснее. Музыка должна быть оплодотворена интеллектом, индивидуальностью. - А что вы сказали оркестрантам по завершении торжественного открытия первого дня фестиваля? Похвалили или, напротив, высказали замечания?
Ю. С.:- Мы в Москве поговорим. Сейчас мы улыбаемся. Начать разбирать и перебивать творческий настрой было бы непедагогично. Они играли достаточно хорошо. - Юрий Иванович, вы дирижировали на открытии без партитуры. Как это возможно? Ю. С.: - Каждый русский дирижер должен знать наизусть симфонии Чайковского, Бетховена и четыре симфонии Брамса. P. S. В завершении встречи Юрий Иванович Симонов, с присущим ему юмором, сказал: «Я никогда не видел такой пресс-конференции, на которой звучали такие заинтересованные и серьезные вопросы. - Не знаю, приедем ли мы к вам играть еще, но просто на пресс-конференцию - обязательно!»
|