18.08.2009
Изборск – путешествие во времени
В минувшие субботу и воскресенье здесь состоялись шоу-представления с участием рыцарей, лучников, конных воинов многих клубов России, Польши, Украины, Белоруссии, стран Балтии,– более 800 человек были заявлены на участие в турнирах. Несколько тысяч гостей посетили в эти дни древний Изборск. Они прибыли из разных уголков России: ведь так заманчиво и привлекательно было стать участником необычного действа. Пострелять, например, из настоящего лука или арбалета, примерить на себя тяжёлую (до десяти килограммов!) кольчугу, взять в руки булаву или меч, попробовать сидра или медовухи, отведать в харчевне средневековое блюдо – мясо по-тирольски ( это когда на сковороде для Гаргантюа готовится мясо с кабачками, луком и перцем). … Пеший турнир впечатлял. Особенно зрелищными были бои в номинации «щит – меч». Представитель клуба Коломны (Московская область) Максим Корсаков в нелёгких единоборствах одолел всех соперников и вышел победителем ( в том числе и в номинации « меч – баклер». Последний – тот же щит, но меньше обыкновенного; чтобы владеть им, требуется высокое мастерство, если хотите – талант). – В турнире такого масштаба я участвую впервые, – сказал Максим в короткой беседе. – Наш коломенский клуб «Княжеский стяг» имени Дмитрия Донского достаточно известен на Руси-матушке. Что таковой есть – теперь узнали и многие участники турнира из Риги, Польши, которых я победил. Тем временем к моему собеседнику стали подходить зрители, многие просили дать автограф. – С удовольствием, – отвечал с доброй улыбкой крепкосложенный воин-русич и удовлетворял все их просьбы. На одной из площадок разыгралось массовое сражение. В них решающую роль играли умение держать строй, маневрировать, сражаться плечом к плечу, выполнять тактические задачи. Конкретно: прорывать строй противника, пробивать бреши в полевых укреплениях, захватывать знамёна. Всё это мастерство в полной мере было продемонстрировано участниками сражений. На площадке №10 проводились конные состязания. Конные воины в средние века всегда считались элитной, наиболее хорошо подготовленной и вооружённой частью войска. Охотясь и устраивая состязания, они постоянно совершенствовали своё умение во владении копьём, луком, мечом. Сражаясь на турнирах в полных доспехах, но затупленным оружием, они готовились к реальным сражениям не на жизнь, а на смерть. Были такие воины и в Изборске, что подтверждают многочисленные находки шпор, стремян, других элементов конского снаряжения. Важной составной частью фестиваля являлась средневековая ярмарка. Она включала различные аттракционы для зрителей (метание дротиков, стрельба из лука, катание на лошадях, демонстрацию мастерства ремесленников, кузнецов, например, и др.). Как и в средние века, ярмарка носила коммерческий характер. Желаете приобрести вот этот лук, колчан и стрелы? Извольте, с вас 12 тысяч рублей .Обоюдоострый меч? Три тысячи ( «оружие сертифицировано, разрешение на его приобретение не требуется»). И каких-то 50 рублей вы платите за фото с симпатичной девушкой, на плече которой сидит охотничий сокол. «О чём толковать – давайте ковать!» – гласит надпись на майке кузнеца. С шутками-прибаутками он делает деньги, – и в прямом и в переносном смысле. Любой желающий ударяет небольшой кувалдой по металлическому штампу; затем кузнец (посильнее, разумеется) ударяет по нему уже своей кувальдищей. Далее он из штамповочного устройства извлекает готовую монету. – Вот такая денежка имела обращение в Псковской феодальной республике в 1420 году, – говорит он. – Извольте её получить на память, – ведь это ваша личная работа! Монету всегда держите в своём кошельке: тогда деньги в нём никогда не переведутся! – Сколько стоит сия услуга?– интересуется публика. – Сколько не жалко,– потупя очи долу, шутит ремесленник. За такой аттракцион было не жалко. Молодожёны, например, вручили мастеру несколько 500-рублёвок. Тот же в свою очередь налил жениху стакан святой воды из местных словенских ключей со словами: – Это – твой напиток. И не только в первую брачную ночь, – всегда, всю жизнь! Разве Илья Муромец стал бы тем, кем стал, если бы квасил, дымил, как паровоз, кололся бы?! – риторически спрашивал кузнец. …А это что за фигура? Простите, господин палач, не узнал сразу, говорю следующему визави. Тот словоохотлив, что не свойственно людям этой профессии. Он охотно рассказывает, как производились казни в средневековой Руси. И как они назывались: колесование, четвертование, разрыв обречённого на части лошадьми, повешение… «Когда коленями ставили на горох – это было лёгкое наказание, преимущественно для особ женского пола. Пьяниц, мелких воришек, нарушителей трудовой дисциплины пороли на конюшнях, били батогами. Подвешивание на дыбу – это уже пытка, а не умервщление, – на уровне ликбеза просвещал зрителей господин палач.– Как вы не понимаете таких простых вещей?!» От палача, чтобы поднять настроение, я направляюсь в харчевню испить медовухи, а в обжорном ряду приобрести пышный крендель. Затем присаживаюсь рядом с гусляром и молча наблюдаю, как волшебными движениями рук он перебирает струны. И испытываю чувство дежавю: когда-то я уже по «пути из варяг в греки» плыл на сказочной ладье по Ильмень-озеру; входил в устье впадающей в него Ловати. Дальше мы уже шли на вёслах: было безветрие и паруса обвисли. И вот уже пред глазами предстал знакомый до слёз такой родной город Великие Луки. На том камене церковь стоит, На том камене престол стоит, негромко и проникновенно пел гусляр. И будет стоять, думал я. Покуда в России живут ещё люди, помнящие величие своих предков, их ратные подвиги, их трудовые доблести. А. Романенков, фото автора.
|