14.01.2009
Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством
Он имеет большой опыт работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства как на муниципальном, так и на областном уровне. Возглавляя профильный комитет, Владимир Андреевич обладает значительным объемом данных о состоянии ЖКХ региона как по отдельным направлениям, так и в целом. Другой эксперт – директор МУП «Тепловые сети» Дновского района Псковской области Владимир Семин. Возглавляемое им предприятие является примером эффективного системного подхода к управлению ЖКХ для малых городов в условиях кризиса. Экспертам были заданы три одинаковых блока вопросов: 1. Каковы критерии оценки эффективности работы муниципальных предприятий? Насколько эффективна сама форма МУПа? Каково будущее этой формы? 2. Что необходимо сделать, чтобы повысить качество оказываемых услуг и менеджмента компаний? 3. Насколько эффективна сама система взаимоотношений предприятий, их руководства с муниципалитетами? Имеет ли смысл акционирование предприятий? Председатель комитета Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора Владимир Хохлов: – Эффективности работы рыночного предприятия измеряется его прибыльностью, или отдачей на рубль вложенных средств. Но в сфере ЖКХ предприятия в большинстве своем муниципальные. В них сочетаются хозрасчетные принципы с «экономически обоснованными тарифами с учетом платежеспособности населения». Владелец МУП – муниципалитет – ставит перед ними социальную задачу: не получение прибыли, а оказание услуг в ассортименте по качеству и цене, которую установил сам муниципалитет. Поэтому критерий, скажем, для теплового варианта – это своевременная подача тепла необходимой температуры и горячей воды определенных параметров. При этом финансовое состояние может быть плохим. Частные же предприятия, особенно в сфере обслуживании населения, строятся совершенно по иным принципам – для бизнесмена важно получение прибыли, удержание рынка и высокая рентабельность. Что мы имеем в итоге? Критерии эффективности муниципальных предприятий сейчас – это качество и ассортимент оказываемых услуг. А по уму необходимо было бы добавить еще и финансовое состояние, которое у большинства предприятий, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Проблема усугубляется и тем, что если в частных предприятиях акционеры ставят задачи перед менеджментом, то у руководителя муниципального предприятия контракт с мэрией. Соответственно менеджмент горводоканала и тепловых сетей менеджментом как таковым не занимается, он выполняет те задачи, которые перед ним ставит местная власть. Соответственно, сами задачи никакого отношения к производству и понятию эффективности в рыночной экономике не имеют. Поэтому даже оценить менеджмент невозможно. В существующей ситуации и с учетом всего вышесказанного: надо, как минимум, менять контракты, а иногда, когда власти не в состоянии выполнять функции владельца предприятий, – отказываться в пользу формы акционерных обществ. Тогда управление предприятиями ЖКХ будет осуществляться не посредством прямых указаний мэра, отдаваемых в том числе по политическим мотивам, а через решения акционеров, заинтересованных в эффективном развитии предприятия. Не надо бояться новых форм. К примеру, в Псковской области есть котельные (в Тямше, Соловьях и Бежаницах), принадлежащие «Псковрегионгазу». Доли муниципалитета в них нет совсем, но работают они нормально. Рычагов влияния на работу предприятий ЖКХ достаточно и без прямого муниципального участия в управлении. Чтобы предприятия ЖКХ работали эффективно, необходимо создать условия, когда у коллектива и управленцев будет реальная заинтересованность в результатах производственной деятельности и перспектива развития. От этого, кстати, зависит и привлечение инвестиций в отрасль. В Псковской области есть коммерческие предприятия, достаточно эффективно работающие и имеющие отношение к сфере ЖКХ. Они смогли бы стать примером для нерентабельных предприятий. А их руководящий состав вполне мог бы претендовать на посты глав предприятий коммунальной сферы. Но я уверен, что их уровень зарплаты значительно выше, чем может предложить город. Отсюда еще один вывод и одновременно рекомендация: чтобы в сферу управления муниципальными предприятиями ЖКХ пришли менеджеры высокого уровня – необходимо обеспечить им высокую оплату труда. Решить эту проблему можно в рамках тарифа, устанавливаемого областным комитетеом по тарифам. Но требуется согласования с мэрией, которого в нынешних условиях не получить. Думаю, что с этой задачей может справиться сити-менеджер, должность которого предусмотрена новым Уставом Пскова. Что касается проблемы повышения качества услуг предприятий ЖКХ, необходимо, прежде всего, обеспечить конкуренцию в этой отрасли. Во-вторых, важно привести цены в соответствие с реальной стоимостью услуги. Возьмем, к примеру, ситуацию в сфере торговли. Когда-то горисполкомы безуспешно бились над решением проблемы, как обеспечить население всеми необходимыми товарами. После того как отпустили цены на потребительские товары, в эту сферу пошли инвесторы. Конкуренция между компаниями в весьма привлекательной для инвесторов сфере повлияла и на отношение к качеству товара. Точную параллель со сферой ЖКХ, конечно, проводить не стоит, но аналогия возможна. Директор МУП «Тепловые сети» Дновского района Псковской области Владимир Семин: – Основным критерием эффективности работы предприятия является, прежде всего, его финансовое состояние. В основном эффективность зависит от расчета тарифов и четкого расходования средств. Последнее предполагает расходование средств именно в тех объемах и по тем статьям, как изначально закладывается в тарифах. Многое зависит и от кадровой политики предприятия. К примеру, средняя зарплата по Дновскому району в начале года составила 12000 руб., а летом уже 14000 руб. А у нас на предприятии она не превышает 6500 руб. Сложно привлечь высококвалифицированные кадры, когда тариф не дает возможность для достойной оплаты их труда. Третьей составляющей эффективного менеджмента является качество оказываемых услуг. Менеджмент в сфере жилищно-коммунального хозяйства нашего района имеет свою специфику. В настоящее время в Дно фактически все ЖКХ представлено одним предприятием МП «Тепловые сети». Ранее, в условиях тяжелого финансового состояния предприятий, произошла реорганизация путем присоединения к нашему предприятию ММ ПУ ЖКХ Дновского района. Это было попыткой вытянуть предприятия из кризиса и сделать менеджмент более эффективным. Объединение дало свои плюсы. В финансовом плане нам стало легче маневрировать. Ранее было много проблем с распределением квартплаты с населения. Деньги с потребителей собирало ММ ПУ ЖКХ, естественно, сначала оно закрывало свои проблемные вопросы и только затем рассчитывалось с нами. Мы не могли рассчитаться за газ, не могли взять кредиты, не зная, сколько денег нам перечислят. Теперь, когда все деньги поступают централизованно и мы знаем свои финансовые возможности, проблем с оказанием услуг почти нет. Мы можем перебросить средства с одной статьи на другую и решить в первую очередь те проблемы, что стоят острее. Мы можем спланировать поступление денег от населения и предприятий и взять кредит. Если говорить о минусах объединения, то стоит отметить, что с оперативным управлением, конечно, стало сложнее, ведь подразделений очень много. Не секрет, что малым предприятием легче руководить и проще проконтролировать выполнение работ. Что касается качества услуг, здесь тоже не все просто, и местная специфика накладывает свой отпечаток. Как вариант улучшения качества можно было бы рассматривать поквартирное отопление. Когда каждый квартиросъемщик имеет индивидуальный котел, он не зависит от распоряжения о начале и окончании отопительного сезона, и пользуется теплом в том объеме, который ему необходим. Наша же система не может предоставить услугу индивидуально – именно тот градус, который желает потребитель, мы поставляем тепло всем усредненно. Важным фактором, влияющим на качество услуги и повышающим эффективность работы теплового предприятия, является борьба с потерями тепла. Государство стимулирует эту работу, заинтересовывая коммунальщиков в минимизации потерь. Ведь при расчете тарифа предприятию закладываются нормативные потери. И если реальные потери выше нормы, то это сказывается на финансовом состоянии предприятия. Есть мнение, что сделать работу предприятия ЖКХ более эффективной может его акционирование. На мой взгляд, за этим мнением – будущее. Муниципальные предприятия сейчас очень сильно зависят от местных властей. Акционерное общество в этом отношении более свободно и занимается выполнением только своих непосредственных обязанностей. При этом некоторые вопросы оно может решать более гибко, чем муниципальное. Но чтобы получить максимальную эффективность от акционирования, оно должно быть обязательно дополнено грамотной тарифной политикой. Максим Голиков. www.pskov.ru
|